Природа и нравственное воспитание детей

Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею.

Необходимо научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы. Обогащение представлений о природе, невозможно без эмоционального положительного отношения к ней, поэтому всё общение маленького ребёнка должно быть направлено на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту природы.

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их). Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребёнка.

У детей недостаточно развито самостоятельное отношение к объектам природы. Ребёнок не обидит увиденного на улице одинокого котёнка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи. Поэтому так важно включить ребёнка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках» «Покорми собаку».

Большое значение имеет просмотр телепередач о животных. Во время прогулок интересно рассматривать растения, удивляться их красоте. Познакомить детей с лекарственными травами., рассказать, почему их так называют. После таких наблюдений и бесед, дети, будут бережно относится к растениям, даже широко распространенным.

Ребёнок должен хорошо знать правила общения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной форме

(«не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).

Важно создать эмоциональный контакт ребёнка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на траве, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Конечно, эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и использует их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического восприятия и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.

К.Д. Ушинский был убеждён в том, что тот ребёнок несчастен, который вырос, не видя лугов, не любуясь полевыми цветами. Познание ребёнком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств. Поэтому, уважаемые родители, прививайте детям любовь к природе.