Формирование у младших дошкольников
элементарных математических представлений с использованием технологии ТРИЗ
Приоритетным направлением в моей работе является формирование у детей элементарных математических представлений (ФЭМП).
В математике главное – научить мыслить, логически рассуждать, открывать новые зависимые связи, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи. Поэтому без внедрения в образовательный процесс инновационных технологий невозможно повысить качество обучения. Для решения данной задачи я использую инновационную в педагогике ТРИЗ-технологию.
Игра – это ведущая форма образовательной деятельности в детском саду. Игры с применением технологии ТРИЗ увлекают ребёнка в мир знаний, развивают его мышление, смекалку, умение находить нестандартное решение. Математические понятия осваиваются в игровой форме последовательно, равномерно и систематически, что даёт положительный результат.
Широко в своей работе для формирования у детей элементарных математических представлений использую следующие игры ТРИЗ.
Понятие «Количество»
Название игры |
Цель игры |
Содержание игры |
« Да – Нет» |
Формировать умение детей различать понятия: один, мало, много. |
Показываю детям карточки с изображением разных по количеству предметов. Показывая карточку, спрашиваю у детей: «На картинке один слон?» «Здесь много яблок?» Дети отвечают. Если ответ «нет», дети дают правильный ответ. |
«Раз, два, три… ко мне беги» |
Развивать умение детей видеть и называть количество предметов на карточке и выполнять определённые действия, связанные с их количеством. |
Раздаю детям карточки с изображением разных по количеству по количеству. Предлагаю рассмотреть и сказать о том, у кого что изображено и сколько? Восп.: «Раз, два, три. У кого на карточке одно яблоко, беги. |
«Ищи и принеси» |
Учить находить в комнате одинаковые предметы по заданному количеству. |
Прошу детей найти и принести много кубиков или одну тарелочку. |
Круги Луллия |
Учить детей соотносить количество предметов с цифрами. |
Два круга разделены на четыре сектора. На первом круге предметы окружающего мира, на втором круге цифры. Дети подбирают предметы к цифрам. |
«Волшебная» дорожка |
Учить детей по указанным признакам называть предметы и их количество, оперируя понятиями: много, один. |
Дорожка разделена на четыре сектора разного цвета. Цвета жёлтый, красный, синий, зелёный. Дети гуляют по «волшебной дорожке» Попадая на определённый цвет, называют предметы окружающего мира такого же цвета и их количество. Синими бывают облака и их в небе много. Жёлтое солнце, оно одно. |
Понятие «Форма»
Название игры |
Цель игры |
Содержание игры |
«Выберем детали для строительства дома» |
Учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры. |
Предлагаю рассмотреть на картинке дом. Спрашиваю: «Из каких фигур он состоит?» Дети выбирают и называют геометрические фигуры, которые нужны для строительства дома. |
«Да – Нет» |
Учить детей различать и называть размер геометрических фигур. |
Показываю детям на картинку, задаю вопрос: «Это треугольник?» Дети отвечают. Если ответ «нет», то называют изображённую фигуру. |
«Где живёт?» |
Развивать мышление, умение сопоставлять форму с объектом. |
Вопрос к детям: «Где может жить треугольник?» Дети: «На крыше дома». ... |
Круги Луллия |
Учить детей подбирать к объектам форму. |
Два круга разделены на четыре сектора. На первом круге - изображения окружающего мира, на втором - эталоны геометрических фигур. Дети подбирают к объектам форму. |
«Волшебная» дорожка |
Развивать умение детей различать предметы по форме. |
Дорожка разделена на четыре сектора. В секторах геометрические формы: круг, треугольник, квадрат, овал. Дети гуляют по «волшебной дорожке», называют фигуру и предмет, имеющий такую форму и цвет. Н-р, : «Красный круг. Красным и круглым бывает яблоко». |
Понятие «Величина»
Название игры |
Цель игры |
Содержание игры |
«Кто больше – меньше» |
Учить детей выстраивать животных по размеру от самого маленького до самого большого. |
Задаю детям вопросы: «Кто больше зайца?» «Кто меньше зайца?» «Кто больше волка?» «Кто меньше слона?» Дети отвечают на вопросы и выстраивают животных по размеру. |
Круги Луллия |
Формировать умение детей соотносить предметы с их размером. |
Два круга разделены на четыре сектора. На первом круге предметы окружающего мира разных размеров, на втором эталоны величин предметов. Дети подбирают к объектам их величину, используя в речи выражения : «большой мяч», «маленькая вишня». |
«Волшебная» дорожка |
Учить детей сравнивать по размеру и называть форму предметов окружающего мира. |
Дорожка разделена на четыре сектора. Круги, треугольники, квадраты и овалы маленькие и большие. Дети, гуляя по «волшебной дорожке с героем», рассуждают: «Зайчик прыгнул и попал на большой круг. Таким большим и круглым бывает ...» |
«Рыбаки» с логическими кубиками Дьенеша. |
Развивать умение различать размер и форму геометрических фигур. |
Восп.: «Дети, вы - рыбаки. А вот эти фигурки - рыбки. Каждый из вас наловит рыбок, а потом расскажет о них. Какие они по форме и размеру. |
«Кто выше – ниже» |
Учить детей сравнивать предметы в порядке убывающих или возрастающих величин. |
Вопросы к детям: «Что ниже стула?» «Что выше дома?» И так далее. |
Понятие «Ориентировка в пространстве»
Название игры |
Цель игры |
Содержание игры |
«Холодно – горячо» |
Учить детей ориентироваться в помещении своей группы |
Предлагаю детям отыскать спрятанный в группе предмет при помощи команд. |
Круги Луллия |
Формировать у детей обобщённое понятие о том, что каждый объект имеет своё месторасположение. |
Два круга разделённых на четыре сектора . На первом круге - картинки с изображением разных мест, на втором круге - картинки объектов представителей этих мест. Дети находят реальное сочетание: Луна на небе, грибы в лесу и так далее. |
«ДА – Нет» |
Учить детей называть расположение предметов по заданному вопросу. |
Задаю детям вопросы: «Цветок стоит на столе?" Дети: «Нет, он стоит на полке». Или: « Да, он стоит на … . |
«Лабиринт» |
Формировать у детей пространственное представление и умение отражать своё местоположение в речи. |
Ребёнок идёт по заданному направлению и проговаривает вслух свои пространственные действия. Я иду вперёд, обхожу стул с правой стороны. И так далее. |