Формирование у младших дошкольников

элементарных математических представлений с использованием технологии ТРИЗ

     

Приоритетным направлением в моей работе является формирование у детей элементарных математических представлений (ФЭМП).

В математике главное – научить мыслить, логически рассуждать, открывать новые зависимые связи, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи. Поэтому без внедрения в образовательный процесс инновационных технологий невозможно повысить качество обучения. Для решения данной задачи я использую инновационную в педагогике ТРИЗ-технологию.

Игра – это ведущая форма образовательной деятельности в детском саду. Игры с применением технологии ТРИЗ увлекают ребёнка в мир знаний, развивают его мышление, смекалку, умение находить нестандартное решение. Математические понятия осваиваются в игровой форме последовательно, равномерно и систематически, что даёт положительный результат.

Широко в своей работе для формирования у детей элементарных математических представлений использую следующие игры ТРИЗ.

 

 

                                                            Понятие «Количество» 

 

Название игры

Цель игры

Содержание игры

« Да – Нет»

Формировать умение детей различать понятия: один, мало, много.

Показываю детям карточки с изображением разных по количеству предметов.

Показывая карточку, спрашиваю у детей:

«На картинке один слон?»

«Здесь много яблок?»

Дети отвечают. Если ответ «нет», дети дают правильный ответ.

«Раз, два, три… ко мне беги»

Развивать умение детей видеть и называть количество предметов на карточке и выполнять определённые действия, связанные с их количеством.

Раздаю детям карточки с изображением разных по количеству по количеству. Предлагаю рассмотреть и сказать о том, у кого что изображено и сколько?

Восп.: «Раз, два, три. У кого на карточке одно яблоко, беги.

«Ищи и принеси»

Учить находить в комнате одинаковые предметы по заданному количеству.

Прошу детей найти и принести много кубиков или одну тарелочку.

Круги Луллия

Учить детей соотносить количество предметов с цифрами.

Два круга разделены на четыре сектора. На первом круге предметы окружающего мира, на втором круге цифры.

Дети подбирают предметы к цифрам.

«Волшебная» дорожка

Учить детей по указанным признакам называть предметы и их количество, оперируя понятиями: много, один.

Дорожка разделена на четыре сектора разного цвета. Цвета жёлтый, красный, синий, зелёный.

Дети гуляют по «волшебной дорожке» Попадая на определённый цвет, называют предметы окружающего мира такого же цвета и их количество.

Синими бывают облака и их в небе много.

Жёлтое солнце, оно одно.

 

 

                                                                  Понятие «Форма»

 

Название игры

Цель игры

Содержание игры

«Выберем детали для строительства дома»

Учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры.

Предлагаю рассмотреть на картинке дом. Спрашиваю: «Из каких фигур он состоит?» Дети выбирают и называют геометрические фигуры, которые нужны для строительства дома.

«Да – Нет»

Учить детей различать и называть размер геометрических фигур.

Показываю детям на картинку, задаю вопрос:

«Это треугольник?» Дети отвечают. Если ответ «нет», то называют изображённую фигуру.

«Где живёт?»

Развивать мышление, умение сопоставлять форму с объектом.

Вопрос к детям:

«Где может жить треугольник?»

Дети: «На крыше дома». ...

Круги Луллия

Учить детей подбирать к объектам форму.

Два круга разделены на четыре сектора. На первом круге - изображения окружающего мира, на втором - эталоны геометрических фигур.

Дети подбирают к объектам форму.

«Волшебная» дорожка

Развивать умение детей различать предметы по форме.

Дорожка разделена на четыре сектора. В секторах геометрические формы: круг, треугольник, квадрат, овал.

Дети гуляют по «волшебной дорожке», называют фигуру и предмет, имеющий такую форму и цвет.

Н-р, : «Красный круг. Красным и круглым бывает яблоко».

 

 

                                                              Понятие «Величина»

 

Название игры

Цель игры

Содержание игры

«Кто больше – меньше»

Учить детей выстраивать животных по размеру от самого маленького до самого большого.

Задаю детям вопросы:

«Кто больше зайца?»

«Кто меньше зайца?»

«Кто больше волка?»

«Кто меньше слона?»

Дети отвечают на вопросы и выстраивают животных по размеру.

Круги Луллия

Формировать умение детей соотносить предметы с их размером.

Два круга разделены на четыре сектора. На первом круге предметы окружающего мира разных размеров, на втором эталоны величин предметов.

Дети подбирают к объектам их величину, используя в речи выражения : «большой мяч», «маленькая вишня».

«Волшебная» дорожка

Учить детей сравнивать по размеру и называть форму предметов окружающего мира.

Дорожка разделена на четыре сектора. Круги, треугольники, квадраты и овалы маленькие и большие.

Дети, гуляя по «волшебной дорожке с героем», рассуждают: «Зайчик прыгнул и попал на большой круг. Таким большим и круглым бывает ...»

«Рыбаки» с логическими кубиками Дьенеша.

Развивать умение различать размер и форму геометрических фигур.

Восп.: «Дети, вы - рыбаки. А вот эти фигурки - рыбки. Каждый из вас наловит рыбок, а потом расскажет о них. Какие они по форме и размеру.

«Кто выше – ниже»

Учить детей сравнивать предметы в порядке убывающих или возрастающих величин.

Вопросы к детям:

«Что ниже стула?»

«Что выше дома?» И так далее.

 

 

Понятие «Ориентировка в пространстве»

 

Название игры

Цель игры

Содержание игры

«Холодно – горячо»

Учить детей ориентироваться в помещении своей группы

Предлагаю детям отыскать спрятанный в группе предмет при помощи команд.

Круги Луллия

Формировать у детей обобщённое понятие о том, что каждый объект имеет своё месторасположение.

Два круга разделённых на четыре сектора . На первом круге - картинки с изображением разных мест, на втором круге - картинки объектов представителей этих мест.

Дети находят реальное сочетание: Луна на небе, грибы в лесу и так далее.

«ДА – Нет»

Учить детей называть расположение предметов по заданному вопросу.

Задаю детям вопросы:

«Цветок стоит на столе?"

Дети: «Нет, он стоит на полке». Или: « Да, он стоит на … .

«Лабиринт»

Формировать у детей пространственное представление и умение отражать своё местоположение в речи.

Ребёнок идёт по заданному направлению и проговаривает вслух свои пространственные действия.

 Я иду вперёд, обхожу стул с правой стороны. И так далее.